Линия (от лат. linea «льняная нить, шнур; линия») – 1. Протяжённый и тонкий пространственный объект. По выражению из «Начал» Евклида – «длина без ширины», то есть объект, имеющий одно пространственное измерение.[1] 2. Черта, определяющая направление, предел, уровень чего-либо. 3. Воображаемая черта, соединяющая две точки или являющаяся границей пересечения двух поверхностей.[2] 4. Геометрическая фигура, образованная множеством точек, последовательно расположенных друг за другом. Любую линию можно представить в качестве следа от точки, перемещающейся по данному пути. Например, грифель карандаша при прикосновении к бумаге оставляет на ней точку, но если грифелем провести по бумаге, то получится линия – последовательность точек, расположенных друг за другом.[3] Она может быть трех видов: прямая, ломанная кривая.Ломаная и кривая линия могут быть самопересекающимися.
В изобразительном искусстве линию обоснованно можно считать морфемой – мельчайшей имеющей смысл неделимой частицей, с помощью которой можно получить изображение. Она является художественным средством с момента появления первых изображений палеолита, причем сразу крайне убедительно, точно, профессионально, насколько это слово можно отнести к первобытному художнику. В мировой истории искусства известны признанные мировым сообществом искусствоведов и художников за классические линейные рисунки А. Матиса, П. Пикассо, В. Серова и многих других.
Известно, что рисование во многом опирается на изображение окружающего мира, однако, строго говоря, в природе линии как таковой нет. Глаз ощущает в качестве нее видимую границу тех или иных плоскостей природной формы. Поэтому в линейном изображении она всегда есть условность, выявляющая абрис формы, границу между двумя плоскостями, толщинную характеристику формы, траекторию и т. п.
Являясь одним из главных технических средств изоискусства, линия имеет множество свойств и художественно-выразительных возможностей. Используя разнообразие этих средств, рисовальщик способен передавать тончайшие психологические нюансы в своих изображениях, а может создавать сухие конструктивно-пространственные модели. Она может вызывать своим характером, пластичностью огромный спектр настроений от лирических до деструктивных; может намечать контур и складываться в штриховку; может выражать плоскость при равномерной интенсивности и создавать иллюзию пространства, глубины (3-го измерения) при изменении силы нажатия на художественный материал при ее проведении. «Достигается это за счет утоньшения и снятия тональной напряженности линии по мере ее развития в глубину условного пространства листа (воздушная перспектива линии). Этот момент в моделировании линии очень важен и требует не только аналитического осмысления, но и длительной технической подготовки. Линия, как и точка, не замыкается в собственной структуре, но служит материалом для формирования других морфологических средств: плоскости, поверхности, объема.» Иными словами, точка начинает двигаться к другой и оставляет след, перерастая в последовательность точек – линию, лини намечают грани плоскостей и поверхностей, заполняет их сериями линий –штрихами до определенного равномерного тона или тональной растяжки. Наиболее яркие и толстые линии, являясь большим раздражителем для визуального восприятия, как бы выхватываются из изображения в первую очередь и определяют тем самым передние планы изображения, до более тонких и слабо проявленных акт психофизиологического восприятия еще должен дойти во времени. Создавая иерархию раздражителей можно и в линейном рисунке выразить трехмерное пространство. Графически в академическом аналитическом искусстве линия выглядит не как разово проведенная черта, а как пучок линий, который согласно моделировке пространства (третье измерение) может утолщаться, утоньчаться, менять насыщенность тона и т. д. «Структурирование изображения по данному алгоритму способствует достижению упорядоченности, последовательности и планомерности в видении конструкции и изображении объемной модели.»[4]
Александр С. Чувашов. 01.09.2021.
[1] Линия // Википедия: [Сайт]. – 2020. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BD%D0% B8%D1 %8F (дата обращения: 15.11.2020).
[2] Словарь русского языка. В 4 т. Т.2. / Под ред. А. П. Евгеньевой; РАН, Ин-т лингвистич. исследований. – 4-е изд., стер. – Москва: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. – 736 с.
[3] Толковый словарь русского языка. В 4 т. Т2. / Под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов. 1938. – 1040 стб.
[4] Степанов А.В. Морфология учебного рисунка: восприятие, анализ, творчество: Учеб. пособие. / А. В. Степанов, Т. М. Степанова – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – 116с. C. 16-17