• Главная
  • Карта сайта
  • О нас
Арт-Гряда
  • Главная
  • Базовые понятия изо
  • Идеи для вас
  • Полезные ссылки
  • Тематические выставки
  • Учебный материал
  • Рубрики

    • Базовые понятия изо
    • Идеи для вас
    • Полезные ссылки
    • Тематические выставки
    • Учебный материал
  • Архивы

    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Май 2021
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Февраль 2018
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Декабрь 2016
    • Ноябрь 2016
    • Октябрь 2016
    • Август 2016
    • Ноябрь 2015
    • Апрель 2015
    • Декабрь 2014
    • Март 2014
    • Январь 2014
    • Декабрь 2013
    • Ноябрь 2013
  • Ваш e-mail: *
    Ваше имя: *

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ШТРИХ

Автор Александр Чувашов, 17 октября, 2022

Как все академическое, значит разработанное и/или рекомендованное в академии, академический штрих был поставлен на вооружение в мировых академиях изобразительного искусства из-за его уникальной способности тонировать равномерно, укрывисто поверхность, а, вместе с тем, подчеркивать ее рельеф, сохраняя звонкость и свежесть графического листа. 

  • Хендрик Гольциус 1558-1617. Академический штрих. Штрих по форме.
  • Академическая штриховка

Основным принципом такого штрихования является нанесение раздельных штрихов близко друг к другу  в одном направлении, слегка меняя (как бы раскачивая) их угол наклона при послойном прохождении, таким образом, чтобы просвет между штрихами образовывался в виде вытянутого ромба. Штрих наносится, что называется, «по форме»: следуя ее изгибам, повторяя пластику поверхности изображаемого объекта.

  • Академический штрих. Штрих по форме. Методическая разработка Верхотурской ДХШ.
  • Академический штрих. Штрих по форме. Методическая разработка Верхотурской ДХШ.
  • Академический штрих. Штрих по форме. Методическая разработка Верхотурской ДХШ.

Если пластика формы меняет направление, то  рекомендуется и плавно менять направление штриха, тем самым подчеркивая рельеф. Например, в рисовании портрета направление штриха, плавно меняясь при изменении направления граней лица, не разрушает, а помогает выявлять пластическую анатомию.

  • Женский портрет в профиль. Грёз, Жан-Батист (1725—1805 ). Франция. Академический штрих по форме.
  • Академический штрих по форме. Методическая разработка Верхотурской ДХШ.

В учебном процессе не рекомендуется наносить штрихи перпендикулярно друг другу, так, чтобы в просвете между ними образовывался квадрат. Такой способ штрихования создает рыхлую поверхность, подходящую для частных случаев отображения некоторых материалов, например, мешковины или сита. Однако, тут же следует отметить, что в своих творческих поисках любой автор волен штриховать таким штрихом, который соответствует его поискам, творческим планам, эстетическим взглядам, фактуре изображаемого объекта, художественному образу или чему-либо еще. Естественно, существуют и иные способы штриховать. Описанная техника является, в большей степени базой, от которой в дальнейшем могут вестись авторские поиски. Но в учебном процессе предпочтительнее использовать штрих академический.

  • Академический штрих. Методическая разработка Верхотурской ДХШ.

Большой проблемой начинающих в академическом штрихе бывает соединить штрихованные области между собой без эффекта «муара» (узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков). Он получается из-за попытки штриховать раздельными рядами, подгоняя следующий ряд вплотную к предыдущему. Как правило, начала  следующего ряда чуть налазят на хвостики предыдущего. В местах примыкания образуется более темный нахлест. Лучше не штриховать рядами, а пытаться равномерно укрывать плоскость, продвигаясь постепенно, кладя штрихи с более сильным, длинным нахлестом. Так муар будет не сильно проявлен и следующий  слой его перекроет.

  • Академический штрих. Муар. Методическая разработка Верхотурской ДХШ.

Штрих также может помогать выявлять пространство и материальность. Например, на переднем плане рекомендуется работать коротким, четким, «нервным» штришком, ставя грифель на острие, а на дальнем – вальяжным,  длинным, шероховатым, кладя грифель на боковую плоскость. На среднем плане следует найти весь диапазон усредненных проявлений. Для передачи материальности также можно экспериментировать с углом наклона и длиной штриха. Например, штрих на костных выступа тела может отличаться от изображения мягких тканей фигуры человека. Не говоря уже о том, что штрих для дерева может кардинально отличаться от штриха для стекла.

  • Chuvashov-drawing-landscape
    А. Чувашов. Сувенирная лавка в Соликамске. А5. Бум., кар. 2007
  • Chuvashov-landscape-drawing
    А. Чувашов. Суздаль. А4, бум., кар. 2008 г.
  • Чувашов А.С. Учебный натюрморт. Бум., кар. А2. 2004 г.
  • Чувашов А.С. Учебный натюрморт. Бум., кар. А2. 2004 г.

Важно отличать штрих от тушёвки, которая не дает листу светиться в просветах и создает затертое мрачное впечатление от рисунка.

  • Штриховка и тушёвка

Видео по теме и наш канал в Дзене

При написании статьи огромную помощь оказала Методическая разработка по академическому штриху Верхотурской детской художественной школы [1].


1. Методические рекомендации. Академический штрих. Верхотурская детская школа искусств [Электронный ресурс]. Точка доступа: 2_5_klass_klassicheskaya_ili_akademicheskaya_shtrixovka_karandashem.pdf (muzkult.ru) 17.10.2022.

Рубрики: Базовые понятия изо
« ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ, ПОВЕРХНОСТЬ
ГРАФЫ. СИСТЕМА ГРАФОВ В РИСУНКЕ »
Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

Нажмите, чтобы отменить ответ.

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  • Свежие записи

    • ТОН КАК БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ ИЗОИСКУССТВА
    • ГРАФЫ. СИСТЕМА ГРАФОВ В РИСУНКЕ
    • АКАДЕМИЧЕСКИЙ ШТРИХ
    • ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ, ПОВЕРХНОСТЬ
    • ЛИНИЯ КРАСОТЫ
  • Свежие комментарии

    • admin к записи Освоение природного цвета
    • Анна к записи Освоение природного цвета
    • Анастасия к записи АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ПРИНЦИПЫ ОТОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ)
    • Vilen к записи СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
    • admin к записи АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ПРИНЦИПЫ ОТОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ)
  • Мета

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org
Авторские права © 2023 Арт-Гряда Все права защищены