Как все академическое, значит разработанное и/или рекомендованное в академии, академический штрих был поставлен на вооружение в мировых академиях изобразительного искусства из-за его уникальной способности тонировать равномерно, укрывисто поверхность, а, вместе с тем, подчеркивать ее рельеф, сохраняя звонкость и свежесть графического листа.
Основным принципом такого штрихования является нанесение раздельных штрихов близко друг к другу в одном направлении, слегка меняя (как бы раскачивая) их угол наклона при послойном прохождении, таким образом, чтобы просвет между штрихами образовывался в виде вытянутого ромба. Штрих наносится, что называется, «по форме»: следуя ее изгибам, повторяя пластику поверхности изображаемого объекта.
Если пластика формы меняет направление, то рекомендуется и плавно менять направление штриха, тем самым подчеркивая рельеф. Например, в рисовании портрета направление штриха, плавно меняясь при изменении направления граней лица, не разрушает, а помогает выявлять пластическую анатомию.
В учебном процессе не рекомендуется наносить штрихи перпендикулярно друг другу, так, чтобы в просвете между ними образовывался квадрат. Такой способ штрихования создает рыхлую поверхность, подходящую для частных случаев отображения некоторых материалов, например, мешковины или сита. Однако, тут же следует отметить, что в своих творческих поисках любой автор волен штриховать таким штрихом, который соответствует его поискам, творческим планам, эстетическим взглядам, фактуре изображаемого объекта, художественному образу или чему-либо еще. Естественно, существуют и иные способы штриховать. Описанная техника является, в большей степени базой, от которой в дальнейшем могут вестись авторские поиски. Но в учебном процессе предпочтительнее использовать штрих академический.
Большой проблемой начинающих в академическом штрихе бывает соединить штрихованные области между собой без эффекта «муара» (узор, возникающий при наложении двух периодических сетчатых рисунков). Он получается из-за попытки штриховать раздельными рядами, подгоняя следующий ряд вплотную к предыдущему. Как правило, начала следующего ряда чуть налазят на хвостики предыдущего. В местах примыкания образуется более темный нахлест. Лучше не штриховать рядами, а пытаться равномерно укрывать плоскость, продвигаясь постепенно, кладя штрихи с более сильным, длинным нахлестом. Так муар будет не сильно проявлен и следующий слой его перекроет.
Штрих также может помогать выявлять пространство и материальность. Например, на переднем плане рекомендуется работать коротким, четким, «нервным» штришком, ставя грифель на острие, а на дальнем – вальяжным, длинным, шероховатым, кладя грифель на боковую плоскость. На среднем плане следует найти весь диапазон усредненных проявлений. Для передачи материальности также можно экспериментировать с углом наклона и длиной штриха. Например, штрих на костных выступа тела может отличаться от изображения мягких тканей фигуры человека. Не говоря уже о том, что штрих для дерева может кардинально отличаться от штриха для стекла.
Важно отличать штрих от тушёвки, которая не дает листу светиться в просветах и создает затертое мрачное впечатление от рисунка.
Видео по теме и наш канал в Дзене
При написании статьи огромную помощь оказала Методическая разработка по академическому штриху Верхотурской детской художественной школы [1].
1. Методические рекомендации. Академический штрих. Верхотурская детская школа искусств [Электронный ресурс]. Точка доступа: 2_5_klass_klassicheskaya_ili_akademicheskaya_shtrixovka_karandashem.pdf (muzkult.ru) 17.10.2022.