В окружающем мире каждый видимый нами объект имеет свой собственный (локальный) цвет окраски или материала. Этому цвету присуща та или иная степень светлоты или темноты, ибо мы знаем из цветоведения, что любому хроматическому (цветному) цвету можно подобрать равный по светлоте ахроматический (бесцветный). Эту степень светлоты или темноты объекта как такового, отвлеченно от светотеневой моделировки формы, мы и называем собственным тоном.
Условно, все объекты в окружающем мире можно поделить на светлые, средние и темные и с большой степенью обобщения говорить, соответственно, о трех укрупненных группах базового проявления тона. Внутри каждой группы, конечно же, можно находить бесконечное множество тонких различий оттенков, как выражаются художники: «на чуть-чуть».
Важно понимать, что тона объектов практически никогда не совпадают. При разных фактурах, химическом составе, физическом состоянии, производствах и при многих иных различающих факторах видимый тон у каждого объекта становится свой, уникальный. Даже если нам кажутся совпадения, то в нашем изображении мы должны показывать разницу, пускай даже на те самые чуть-чуть. Тогда на стыке более светлых и более темных тонов возникает естественный контур. Именно это позволяет визуально отделять объекты друг от друга, а не обводящая линия, которой, к слову сказать, в реальной жизни предметы не обведены. Тон, как бы рисует границы, «рисующий тон».
Не следует думать, что это отличие обязательно показывать лишь в реалистичном (академическом, аналитическом) рисовании. В иных, субъективных видах создания изображения линия допускается, но различать тона также необходимо. Понимание собственной степени светлоты или темноты важно для всех видов изобразительного искусства и для всех направлений рисования, потому что так работает наше зрение и понимание: то ли на основе опыта, толи на основании психофизиологии одинаковый тон мы воспринимаем как части одного целого. И когда в изображении есть совпадения тона у разных объектов, оно воспринимается раздробленным, не структурированным для удобства рассматривания, глаз мечется и не может различать объекты или причислить определенный тон какому-либо конкретному объекту. А попадая одинаковыми тональными пятнами в разные плоскости и разные объекты создают дробное изображение. Совпадение тонов разных предметов в изображении считается безграмотным. Когда мы визуализируем идеи в графическом ключе, мы абстрагируемся от цвета и решаем проблему тона. В живописи задачи две: тон плюс цвет, — в цветоведении это называется цветовым тоном (цветотоном). Чтобы лучше увидеть тональные отношения натурного материала ныне помогают гаджеты, в которых есть фотокамера с черно-белым (с оттенками серого) режимом съемки. Рекомендуется наводить попеременно камеру на натуру и на собственное изображение, сделанное с этой натуры, и сравнивать степени светлоты-темноты всех объектов и тональный масштаб между ними. А можно просто иметь под рукой черно-белое фото для подсказки.С целью формирования данного понятия в учебном процессе рекомендуется на первых порах ставить изобразительные задачи на основе очень явных (понятных) обучающемуся этих трех базовых проявлений тона. Внимание, вместе с тем, следует уделять и отсутствию линий в тональном изображении, получая только границы между тонами. Да, мы понимаем, что на мастерских уровнях владения реалистичным рисованием прибегают к линии, там, где это обусловлено логикой и характером натуры (подчеркивание косных выступов, выразительность рисунка, выявление материальности), но вначале обучения важно сформировать понимание основ создания изображения. Ибо, если форма зрительно разделяется линией, то часто ученики не стремятся разделять предметы тоном. Также рекомендуется постепенно ставить учебные задачи от плоскостных геометрических упражнений к понятным в тональном отношении натюрмортам. Например начать можно с темных предметов на светлом фоне, и со светлых предметов на темном фоне. Не следует сразу ставить натюрморты со сложными нюансными отношениями, к ним надо аккуратно подойти через базовые понятные тональные отношения.
Видео по теме можно найти на моем канале Белая студия Александра Чувашова в ЯндексДЗЕН
https://dzen.ru/video/watch/650bde1f93fa451e13c7e020?share_to=link
А.С. Чувашов
aleksandrdpi@yandex.ru