Слово «тон» происходит от древнегреческого τόνος, что буквально переводится как натяжение, напряжение, ударение и означает натяжение каната, рыболовной снасти, струны [1]. Ныне является самостоятельным словом или составной частью сложных слов, которые применяются для обозначения «напряжения», «натяжения», «тонуса», «давления» [1].
Многозначный термин, применяющийся в музыке, изо, медицине этике и т.д.
В области изобразительного искусства часто трактуется широко как «характер, оттенок красок, цвета по яркости, колориту. Например, светлые, пастельные тона, тёплые тона, холодные тона [2].
В качестве профессионального термина аналитического рисования тон определяется редко и крайне противоречиво (если определяется). Наиболее подходящая трактовка тона для теории рисунка и живописи заключается в том оттенке перевода, который обозначает именно «напряжённость»: напряженность светлого или темного, света или тени. И, когда в профессиональной деятельности специалисты говорят о тоне, то под тоном, как правило, понимают конкретно степень светлоты или темноты объектов, которая разниться в зависимости от собственной темноты окраса или материала (локальный тон), от поворота к источнику освещения (светотеневая моделировка формы) и от степени удаления от наблюдателя (воздушная перспектива). Иными словами, под тоном более всего имеется в виду оттенок серого, который соответствует по силе натурному цвету. А мы знаем, что в теории цветоведения к каждому хроматическому (цветному) цвету можно подобрать равный по силе (напряженности светлого или темного) ахроматический (бесцветный). Например, желтая краска имеет светлый серый эквивалент, то есть сама по себе светлая, красная – средняя, а фиолетовая или коричневая — темная. Для обозначения напряженности именно цвета, для акцентации внимания на цветности, предпочитают использовать более точное понятие «цветовой тон» или «цветотон».
Из вышесказанного логично различать, во-первых, собственные тона всех предметов, под которыми подразумевается степень темноты или светлоты объектов окружающего мира самих по себе, без учета освещения.
Все проявления тона в природе можно условно (что важно) поделить на три базовые проявления тона: темные , средние и светлые тона. Тон любого объекта в природе можно условно отнести к той или иной группе. Причем, важно понимать, что тона объектов редко, практически никогда не бывают идентичны. При разных фактурах, химическом составе, физическом состоянии, различных производствах и при многих других различающих объекты факторах тон у каждого объекта бывает свой уникальный. «Именно это различие тона позволяет отделять в рисовании объекты друг от друга при помощи возникающей между светлым, средним и темным естественной границы на стыке, а не за счет обводки или линии, которой, к слову скажем, в реальной жизни предметы не обведены. Естественно мы имеем в виду базовое реалистичное рисование, а не особые виды творчества. Поэтому в рисовании тона следует различать.
Во-вторых, важнейшее значение в реалистичном изображении предметов имеют моделирующие тона: блик, свет, полутень, тень и рефлекс). Блик является отражением источника освещения и имеет тон этого самого источника, свет имеет локальный тон объекта, полутень становится средней между тенью и светом, а рефлекс как отражение света от окружения, которое мы видим в тени, считается составной её частью и всегда темнее чем полутень, но светлее чем собственная тень.
При моделировании объектов и окружающей их среды художественными средствами рисовальщику важно уметь совмещать собственные тона с моделирующими, и точно передавать в рисунке пропорциональные соотношения между всеми полученными в результате сложения большими тональными пятнами и нюансными оттенками внутри большого пятна. Логично, что свет на темном предмете будет темнее, чем свет на среднем, например, на 1 тон, и на среднем темнее чем на светлом тоже на тон, тогда темный темнее светлого на 2 тона, без каких-либо спецэффектов, особенно, когда мы находимся в жестких рамках реалистичного рисования. Тень на светлом предмете будет темнее чем свет на темном, а тень на темном объекте темнее всего. Падающая тень зависит от локального тона окружения на которое она падает, но контраста в тени, конечно же, быть не может.
Таким образом, смысл занятия рисунком (в купе с перспективой и пропорциями) и заключается в том, чтобы точно перенести все «диапазоны» (или ступени) различия тонов с натуры в их данном жизнью соотношении. Для обозначения такого соотношения тонов или степени их различия между собой существует специальный термин — тональный масштаб, который и следует передать в изображении. Даже если тон не добран или пережат, важнее выдержать в работе именно то, как один тон относится к соседнему и т.д.. Да, работа может быть выполнена по аналогии с терминологией фотографов в светлом (высоком), среднем или темном (низком) ключе (это больше зависит от творческих задач и темперамента рисовальщика). Но для восприятия формы и пространства это не так важно. Важна точная передача пропорциональных соотношений всех светов, полутеней, теней, рефлексов между собой.
Такое рисование требует аналитического разбора натуры, а не интуиции и доверия зрительным ощущениям, поэтому грамотное рисование и называют аналитическим.
Чтобы четче увидеть базовое проявление тона того или иного объекта и тональный масштаб в натуре, как бы укрупненными группами, без тонкой нюансировки, художники применяют прищур. То бишь, необходимо прищуриться так, чтобы сбилась детализация из-за пелены ресниц, и можно было бы увидеть большие тональные пятна (собственные тона, залитые светом и теневые области групп объектов), а уже внутри них, после восстановления четкости можно находить тонкие оттенки в контексте большого тонального пятна. Еще одно важное умение художника — это охватить работу целиком (цельное видение). Когда мы смотрим направленно на какую-либо часть объекта или часть его касания с фоном отдельно от всего изображаемого пространства (от контекста), мы видим различия в нюансах тона более проявлено, контрастно. Но если мы попытаемся охватить взглядом все пространство целиком, то картина скорректируется и то, что раньше казалось контрастным, войдет в состав укрупненного тонального пятна. Например, часто рисующие по отдельности ярко высвечивают рефлекс, не понимая, что он принадлежит большому пятну собственной тени, а в тени контрастов быть не должно. Также увидеть верные тональные отношения помогает фото в гаджете, настроенное на черно-белую съемку.
Эта тема крайне важна для реалистичного отображения жизни в изобразительном искусстве. Именно для того, чтобы воспроизводилась в изображении правдоподобная картина мира: чтобы выстраивался убедительный объем, чтобы различались объекты, чтобы создавалось пространство и не рябило в глазах, не смешивались зрительно объекты, планы, ракурсы, — все в изображении должно быть своего тона , не совпадало по силе ни с чем. Такова основа нашего зрительного восприятия действительности. Из опыта мы знаем, что каждая форма имеет свой уникальный тон (хотя бы на чуть-чуть), и как только она меняет направление своих граней по отношению к свету, а вместе с тем меняется расстояние от зрителя до объекта – меняется и тон и цвет. На этом понимании и построено понятие тона. Различать тона следует в изображении даже если в натуре нашь глаз не ловит очень тонких отличий «на чуть-чуть». Если наш глаз в изображении видит разные плоскости, но тон их совпадает, то картинка не складывается в убедительную реальность, а становится, как говорят художники, «дробной», или «разваленной». Это значит, что картинка не структурирована художником и не складывается верным способом в нашем зрительном анализаторе в коре головного мозга.
В живописи тон также важен. По сути, живопись — это тон + цвет. Мы видим подтверждение этому тезису на черно-белых репродукциях известных живописных полотен. Да, мы говорили вначале, что каждая краска уже сама по себе имеет определенную темноту и можно интуитивно как бы «вписаться» в тональный масштаб. Но такая интуиция дана не всем. В большинстве случаев получится дробная работа. Цельное, «читабельное» изображение получается за счет того, что для всех объектов найдены свои тона и нюансные оттенки в контексте этих тонов, тона разных объектов и разных поворотов к источнику освещение не попадают по напряженности друг в друга. Таким образом, к живописи необходимо подходить через предварительное изучение понятия тон в рисунке.
Тон , вместе с тем, — это важнейшее средство выявления композиционного замысла, композиционного центра или идеи в композиции. В самом примитивном виде, на основе трех базовых проявлений тона (светлого, среднего и темного) можно создать иерархию главного и второстепенного в изображении, создать систему сильных и слабых раздражителей для зрителя, например, объект светлый — фон темный, и наоборот. А общий тон картины может передавать настроение легкое или мрачное.
Дополнительный авторский материал по теме на нашем канале в Дзене
ТОН В ЖИВОПИСИ . Часть 1: Рисование яблока. Акварель. Отмывка
ТОН В ЖИВОПИСИ. Часть 2: Рисование яблока. Акварель. Отмывка
СЕМИНАР «ПОНЯТИЕ ТОН В РИСУНКЕ (на примере рисования куба)
1. Лингвистический энциклопедический словарь. Тон. [Электронный ресурс] Точка доступа: https://rus-lingvist-dict.slovaronline.com/1114-%D1%82%D0%BE%D0%BD (дата обращения: 13.01.2023)
2. Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С. И. Ожегов; Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 20-е изд. стереотип. – Москва: Рус. яз., 1988. – 750 с.
3. В. М. Саунина, У. Н. Саунина. Тональный рисунок. Основы изобразительной грамоты для начинающих. Издательские решения. 2021. 120 стр. [Электронный ресурс] Литресс. Точка доступа: https://www.litres.ru/v-m-saunina/tonalnyy-risunok-osnovy-izobrazitelnoy-gramoty-dlya-nachinausc/ (Дата обращения: 10.01.2023).