Морфемами (от др. греч. morphē — «форма») называют минимальные значимые неделимые частицы слова [1], т.к. понятие это заимствовано из лингвистики. Ныне многие науки заимствуют это понятие и вводят в свой аппарат. В рисунке в роли таких морфем обоснованно выступают точка, линия и тоновое пятно, так как, используя их по отдельности или в комбинации, можно создать любое изображение. Следует понимать, что морфема – единица абстрактная и является не знаком, а классом знаков. Это значит, что точка не какое-нибудь конкретное пятнышко определенного нажима – это идея точки, линия не конкретная, а весь спектр инвариантов линий, соответственно пятно также подразумевает некую обобщающую категорию, а не конкретную конфигурацию и темноту. Важно отметить, что под пятном мы подразумеваем штрихованную или тушеванную область, которая может быть тонирована равномерно, что выражает двумерную плоскость или с растяжкой (тональным переходом), которая создает иллюзию трехмерной поверхности.
История искусства знает признанные профессиональным сообществом классическими примеры точечного изображения под названием пуантилизм или дивизионизм (П. Синьяк, Ж. Сёра и др.), примеры линейного рисунка (П. Пикассо, А. Матис, В. Серов и др.) и рисунка тоновым пятном (В. Лебедев), а также рисунков с комбинациями линии и пятна, линии и точки, точки и пятна. Каждый способ получения изображения занимает достойное место в системе графики, однако наиболее богато и убедительно смотрятся рисунки, в которых добротный тональный рисунок дополняется линиями и точками где это уместно или даже необходимо. Выделение точки, линии, пятна в морфологические элементы обнаруживает взаимосвязь изображения с математической системой графов, которая изучает свойства структур состоящих из множеств точек и множеств линий, отображающих связи между этими точками [2].
[1] Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С. И. Ожегов; Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 20-е изд. стереотип. – Москва: Рус. яз., 1988. – 750 с. С. 292.
[2] Степанов А.В. Морфология учебного рисунка: восприятие, анализ, творчество: Учеб. пособие. / А. В. Степанов, Т. М. Степанова – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – 116с.