• Главная
  • Карта сайта
  • О нас
Арт-Гряда
  • Главная
  • Базовые понятия изо
  • Идеи для вас
  • Полезные ссылки
  • Тематические выставки
  • Учебный материал
  • Рубрики

    • Базовые понятия изо
    • Идеи для вас
    • Полезные ссылки
    • Тематические выставки
    • Учебный материал
  • Архивы

    • Январь 2024
    • Январь 2023
    • Декабрь 2022
    • Октябрь 2022
    • Сентябрь 2021
    • Август 2021
    • Июль 2021
    • Май 2021
    • Июль 2020
    • Июнь 2020
    • Май 2020
    • Февраль 2018
    • Сентябрь 2017
    • Август 2017
    • Декабрь 2016
    • Ноябрь 2016
    • Октябрь 2016
    • Август 2016
    • Ноябрь 2015
    • Апрель 2015
    • Декабрь 2014
    • Март 2014
    • Январь 2014
    • Декабрь 2013
    • Ноябрь 2013
  • Ваш e-mail: *
    Ваше имя: *

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ РИСУНКА

Автор admin, 25 июля, 2021

Морфемами (от др. греч. morphē — «форма») называют минимальные значимые неделимые частицы слова [1], т.к. понятие это заимствовано из лингвистики. Ныне многие науки заимствуют это понятие и вводят в свой аппарат. В рисунке в роли таких морфем обоснованно выступают точка, линия и тоновое пятно, так как, используя их по отдельности или в комбинации, можно создать любое изображение. Следует понимать, что морфема – единица абстрактная и является не знаком, а классом знаков. Это значит, что точка не какое-нибудь конкретное пятнышко определенного нажима – это идея точки, линия не конкретная, а весь спектр инвариантов линий, соответственно пятно также подразумевает некую обобщающую категорию, а не конкретную конфигурацию и темноту. Важно отметить, что под пятном мы подразумеваем штрихованную или тушеванную область, которая может быть тонирована равномерно, что выражает двумерную плоскость или с растяжкой (тональным переходом), которая создает иллюзию трехмерной поверхности.

История искусства знает признанные профессиональным сообществом классическими примеры точечного изображения под названием пуантилизм или дивизионизм (П. Синьяк, Ж. Сёра и др.), примеры линейного рисунка (П. Пикассо, А. Матис, В. Серов и др.) и рисунка тоновым пятном (В. Лебедев), а также рисунков с комбинациями линии и пятна, линии и точки, точки и пятна. Каждый способ получения изображения занимает достойное место в системе графики, однако наиболее богато и убедительно смотрятся рисунки, в которых добротный тональный рисунок дополняется линиями и точками где это уместно или даже необходимо. Выделение точки, линии, пятна в морфологические элементы обнаруживает взаимосвязь изображения с математической системой графов, которая изучает свойства структур состоящих из множеств точек и множеств линий, отображающих связи между этими точками [2].

  • Иванов Д. Точка. Графика. 2021
  • Иванов Д. Линия. Графика. 2021.
  • Иванов Д. Пятно. Графика. 2021.
  • Иванов Д. Точка, линия, пятно. Графика. 2021.

[1] Ожегов С. И. Словарь русского языка: ок. 57000 слов / С. И. Ожегов; Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 20-е изд. стереотип. – Москва: Рус. яз., 1988. – 750 с. С. 292.

[2] Степанов А.В. Морфология учебного рисунка: восприятие, анализ, творчество: Учеб. пособие. / А. В. Степанов, Т. М. Степанова – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2006. – 116с.

Рубрики: Базовые понятия изо Теги: графика, изобразительное искусство, линия, пятно, рисунок, точка
« Абстрактная композиция: принципы создания
ТОЧКА »
Вы можите оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать комментарий

Нажмите, чтобы отменить ответ.

XHTML: Вы можете использовать эти теги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

  • Свежие записи

    • СОБСТВЕННЫЕ ТОНА
    • ТОН КАК БАЗОВОЕ ПОНЯТИЕ ИЗОИСКУССТВА
    • ГРАФЫ. СИСТЕМА ГРАФОВ В РИСУНКЕ
    • АКАДЕМИЧЕСКИЙ ШТРИХ
    • ПЯТНО, ПЛОСКОСТЬ, ПОВЕРХНОСТЬ
  • Свежие комментарии

    • admin к записи Освоение природного цвета
    • Анна к записи Освоение природного цвета
    • Анастасия к записи АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ПРИНЦИПЫ ОТОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ)
    • Vilen к записи СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
    • admin к записи АБСТРАКТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (ПРИНЦИПЫ ОТОБРАЖЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОЩУЩЕНИЙ)
  • Мета

    • Войти
    • Лента записей
    • Лента комментариев
    • WordPress.org
Авторские права © 2025 Арт-Гряда Все права защищены