Урало-сибирская роспись – одна из разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками на окрашенной деревянной основе, распространенная на Урале и в Западной Сибири. Роспись предполагает особую технику мазка (разбел), когда на края плоской кисти одновременно с белилами берётся вторая цветная краска.
Рассматривать данный народный промысел необходимо с константных для любой традиции позиций: локализация, мотивы, колорит, набор изделий и их материал. Если один из перечисленных параметров не сохраняется, речь, скорее, должна идти о стилизации под традиционный промысел.
Зарождение урало-сибирской росписи связано с колонизацией в XVII –XVIII веках восточных территорий России. Большой поток переселенцев положил начало широкому строительству жилых и общественных зданий, а потребность в их красочном убранстве помогла зарождению на Урале ремесленных художественных центров. Большой подъём в художественной жизни XVII в. охватывает крупные города Прикамья, среди которых ведущую роль играл Соликамск. Кроме промышленного он приобрёл большое значение как крупный торговый центр наряду с Тюменью и Тобольском. Основу культуры колонизированных территорий заложила первая волна переселенцев с русского Севера и Поморья в XVII веке. Именно поморы из Архангельского края принесли двухцветный мазок в Сибирь и на Урал. Видоизменила крестьянскую роспись вторая волна переселенцев, которая хлынула с Украины, Поволжья и Вятки в конце XVIII – начале XIX вв. Они внесли в роспись обилие фантазийных форм (львов, вазонов, некоторых птиц) и богатую (южную) цветовую гамму. Также следует отметить, что народная декоративная роспись была тесно связана с иконописью заимствованием элементов травинок, так как украшением бытовой утвари и интерьеров, как правило, занимались иконописцы-травники*. Традиционно декорировались экстерьеры, интерьеры и домашняя утварь крестьянских жилищ. Кроме стен, потолков, дверей расписывали прялки, коромысла, берестяную и деревянную посуду. К слову сказать, на Урале в это время постепенно складываются два направления в росписи утвари – роспись металлических и деревянных изделий. Металлические изделия расписывали, в основном, в посёлках при демидовских заводах – Нижнесалдинском, Невьянском, Нижнетагильском. Позже это стало городским ремеслом, но сохранило оттенок «двойного мазка» с разживкой, хотя и выглядит более светской, не архаичной. Роспись деревянных изделий осталась ремеслом сельских районов Урала и была сосредоточена в наиболее заселённых посёлках. Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, например, в районе Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, в Шадринском и Талицком районах точили и распиливали деревянные чаши, вблизи Далматова изготавливали прялки.
Основными мотивами композиции служили «Букет» в вазе или без неё и «Древо жизни» с охраняющими древо животными и птицами на ветвях. В своих композициях народные художники используют обязательный принцип строгого соблюдения пропорциональных соотношений элементов росписи. Основными стилеобразующими элементами росписи являются цветы, фрукты, ягоды, листья, изображения птиц (петухов, фазанов, совушек, сказочной птицы-сирин), гораздо реже зверей, например львов, пришедших в российский декор из Византии с принятием христианства. Часто композиция оформлялась рисованной рамкой, что является характерной особенностью росписи.
Традиционный колорит промысла использует небольшое количество цветов основных элементов: один цвет для всей зелени, один – для всех или группы цветов, и один для ягод. Как правило, цвета в росписи контрастируют к цвету фона, например, холодные сине-зеленые и сиреневые букеты расцветают у мастеров на бардовом или коричневом фоне. Разживка (она же разбел по другим источникам) чаще всего бывает белой и применяется в тех случаях, когда для росписи берётся темный или цветной фон (красный, синий, зелёный, коричневый, оранжевый). Если фон, на котором выполняется роспись светлый (белый, светло-голубой, желтый, золотистый, древесный), разживку делают темными цветами, либо переворачивают двояко-окрашенную кисть белым цветом внутрь. В росписи обязательно присутствуют чёрный цвет для декорирующих роспись приписок.
Роспись традиционно выполнялась на окрашенной древесине масляной краской. Деревянную основу специально подготавливали ошкуриванием сначала среднезернистой, а затем мелкозернистой шкуркой. Подготовленную таким образом основу далее грунтовали. Если заготовка была качественной, и не требовалось заделывать сколы, ее грунтовали прозрачными лаками, клеем или сваренным крахмалом, забивая поры древесины. Просушенное изделие окрашивают масляной или нитрокраской в цвет фона росписи.
Техника Урало-сибирской росписи простая. Разметка композиции производилась пальцами без предварительного рисунка, отпечатывая пятнами основных цветов местоположение будущих бутонов и листьев. Затем плоской кистью брали на один ёё край белую краску, а на второй цветную. Далее, приложив к поверхности, вращали кисть вокруг её оси, тем самым, за одно движение изображая ягодку или бутон цветка. Затем прописывали такими же двухцветными мазками листья. Благодаря этому приёму, сохранившему и развившему традиции травных росписей XVII-XVIII вв., создавались мягкие переходы от цвета к цвету. За счет механического смешения цветов при нанесении мазка достигалась специфическая разживка, которая, во-первых, придавала элементам росписи намек на светотеневую моделировку формы с помощью живописного перехода от середины элемента к контуру, во-вторых, объединяла все цвета композиции и придавала ей цельность и гармоничность. Заканчивали роспись прописью графичных черных приписок маленькими круглыми кистями (ранее деревянными палочками с «размочаленным» концом) для объединения элементов композиции и связи их с фоном. После росписи изделие покрывали лаком.
Как и многие народные промыслы, к концу XIX — началу XXI вв., уральские расписные промыслы переживают упадок. Однако художники не оставляют попыток возродить расписные промыслы. Они ищут возможности применения росписи в оформлении новых видов изделий. Часто промысел изучается в дополнительных образовательных программах, предлагая на практических занятиях выполнять сувенирную продукцию.
* Разнообразию травных орнаментов способствовала специализация в изготовлении икон. Среди иконописцев были «травники», изображающие в иконе только растения; «личники» — мастера, которые писали лица и иные открытые части тела, например, руки и ноги; «доличники» — мастер, специализирующийся в писании одежд, пейзажных стаффажей и прочих элементов иконы.
Список использованных источников:
- Барадулин В. А. Уральский букет. Народная роспись горнозаводского Урала. / В.А.Барадулин. Свердловск. 1987. 85 с.
- Соколова М.С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов: Учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений. / М.С. Соколова. Москва. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. 2002. 304 с.
- Урало-сибирская, Тюменская роспись (Дом Буркова) г. Тюмень [Электронный ресурс] // Вконакте. Режим доступа: http://vk.com/uralsibir72