Краткая историческая справка:
С древних времен у всех земледельческих и животноводческих народов солома была важным элементом быта. Её использовали для покрытия крыш, набивали матрацы и подушки, замазывали с глиной в стены, изготавливали плетеные изделия, ритуальные предметы и игрушки. Так как солома издревле сопровождала быт людей, точной даты начала её использования в художественных целях не установлено.
Декоративные изделия в виде аппликаций и инкрустаций из художественно обработанной соломки широко представлены в Киеве и областях, прилежащих к Вятке. Позже в этих регионах сложилась традиция украшения ларцов и сундуков. Заниматься таким ремеслом могли как мужчины, так и женщины, а технология передавалась изустно в семьях или мастерских.
Характеристики некоторых видов соломки:
В художественных целях может использоваться соломка любого сорта культуры или обычной травы в зависимости от необходимого тона, цвета, блеска. Например, ржаная солома самая прочная, но грубая и имеет золотистый цвет. Овсяная – эластичная (для инкрустации объемных предметов), но хрупкая. В то же время, она отличается обильным блеском и имеет красивый золотистый цвет. Пшеничная – тонкая, но крепкая, не эластичная и матовая, светлее остальных культур (бледно-желтая). Травяная – жесткая, темная, зеленоватая или серая, матовая.
Материалы и инструменты:
Для приготовления соломки в художественно оформительских целях понадобятся: высушенные несколько первых широких венчиков травы, ванночка для замачивания, резак, утюг, клей ПВА, бумага писчая, папиросная или калька (смысл в том, чтобы она была тонкой).
Рис.1. Материалы и инструменты для аппликации из художественной соломы.
Работая с инструментами необходимо соблюдать элементарные правила техники безопасности по обращению с утюгом, ножницами, колющимися предметами.
Правила техники безопасности при работе с ножницами:
• Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами;
• Клади ножницы кольцами к себе;
• Следи за движением лезвий во время резания;
• Не оставляй ножницы раскрытыми;
• Передавай ножницы кольцами вперед;
• Не играй ножницами, не подноси к лицу;
• Используй ножницы по назначению.
Правила техники безопасности при работе с утюгом:
• Подготовь рабочее место к работе, убери всё лишнее;
• Проверь исправность вилки и изоляции электрического шнура;
• Убедись в наличии термостойкой подставки для утюга и диэлектрического коврика на полу около места утюжки;
• Работай, стоя на диэлектрическом коврике;
• Перед работой установи необходимую температуру нагрева платформы утюга;
• Ставь утюг на подставку платформой вниз при кратковременных перерывах в работе;
• Следи за тем, чтобы горячая платформа утюга не касалась электрического шнура;
• Не касайся горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно материал водой во избежание ожога рук;
• Не оставляй без присмотра включённый утюг в электрическую сеть во избежание пожара;
• Следи за нормальной работой утюга, не давая ему перегреться;
• По окончании работы утюг отключи, вынимая за вилку, только сухой рукой.
Правила техники безопасности при работе с клеем:
• используй кисточку для нанесения клея;
• используй салфетку, чтобы очищать поверхность от клея;
• после работы клей обязательно закрыть.
Приготовление:
Из цельного колоса со стеблем понадобятся только первые, самые толстые, два колена. Междоузлия или коленца убираются и используют только полую трубочку.
Такие трубочки вымачиваются в горячей воде длительное время, чтобы слали эластичными, размякла, не крошилась и не ломалась вдоль при последующем разрезании и разворачивании вдоль по ширине и дальнейшей обработки.
Рис. 3. Вымачивание соломы в кипятке. Разрезание вдоль стебля и проглаживание утюгом.
После вымачивания соломка разрезается резаком вдоль, разворачивается в развернутом виде проглаживается горячим утюгом. В результате получаются развернутые высушенные прямые полоски (вытянутые прямоугольники).
Рис. 4. Разглаженная солома.
Именно в результате термической обработке утюгом солома приобретает свой блеск. Регулируя температуру нагрева платформы утюга можно также придать соломенным панелькам и разный цвето-тон.
Рис. 5. Оттенки соломы.
Полученные полоски блестящей золотистой соломки плотно одна к другой приклеиваются на бумагу клеем ПВА. Таким образом получаются кусочки листов-заготовок или материал для дальнейшего вырезания деталей из этих заготовок. Уже из такого листа или ленты вырезаются декоративные элементы для аппликации или инкрустации различных поверхностей.
Таким образом можно как оформить бытовые изделия, так и выполнить декоративные панно. Для инкрустации бытовых предметов необходимо: а) расчистить, обезжирить и загрунтовать поверхность если это требует материал изделия, б) разметить орнамент, в) исполнить его и г) покрыть изделие лаком. Методика выполнения орнамента и рисунка подробно описана в рисунках 7, 8 и 9.
Рис. 7. Выполнение орнамента из художественной соломы.
Рис. 8. Эскиз для панно в технике аппликации из соломы с нанесением направления полос соломы.
Рис. 9. Панно в технике аппликации из соломы.