Набросок в самом широком его понимании – это изображение, быстро исполненное рисовальщиком, каким-либо художественным материалом (графитным карандашом, углем, тушью, акварелью, гуашью и т.п.) в каком-либо виде изобразительного искусства (рисунок, живопись или небольшая скульптура). Главное назначение наброска – наспех выполненная фиксация отдельных жизненных наблюдений с натуры, по памяти или по представлению. Особенно для обучающихся изобразительному ремеслу важно рисовать по памяти и по представлению. Это развивает образное мышление, тренирует память и конкретизирует знания по изображению окружающего мира. По характеру он приближается к эскизу, но его главное отличие в том, что эскиз – это поиск визуального воплощения идеи вне всякого влияния натурного материала, набросок – это зарисовка конкретных наблюдений как для использования в задуманной идее, так и для существования в виде самостоятельного художественного произведения.Конкретно набросок фигуры человека и его частей обладает теми же характеристиками и соответствует тем же требованиям, что и набросок в общем смысле. В наброске важно передать главные качества натуры: пропорции, форму, характер, движение, — и отбросить, мешающие воспринимать их, детали. Наброски делятся на краткосрочные (от 5 до 15 минут) и длительные (от 20 до 40 минут) в зависимости от поставленных задач [2; 4].
Рис 1а, Визуальное отличие набросков по затраченному на них времени: краткосрочный и длительный.
Рис 1б, Визуальное отличие набросков по затраченному на них времени: краткосрочный и длительный.
По морфологии изображения набросок может быть точечным, линейным, тональным, пятновым, силуэтным, а так же смешанным (интегрирующим несколько морфологических элементов).
Рисунок 2 а. Использование различных морфологических элементов в наброске. Студенческие работы Андриановой И., Безденежных Н., Фаттаховой Ю., Степановской П. Рук. ст. преп. каф. ИД РГППУ А. С. Чувашов.
Рисунок 2 б. Использование различных морфологических элементов в наброске. Студенческие работы Чудиновой Н., Безденежных Н., Фаттаховой Ю., Самарина С. Рук. ст. преп. каф. ИД РГППУ А.С. Чувашов.
По целевой направленности он может быть самостоятельным художественно-творческим, учебным или подготовительным (рабочим материалом) для картины. Так для художественно-творческого наброска главной целью может быть быстрая фиксация свежести восприятия выразительности одного или группы объектов наблюдаемого мира (в частности фигуры человека); для подготовительного – целью будет поиск и исследование наиболее выразительного художественного оформления идеи-замысла в соответствии с реалиями действительности, создание рабочего материала для работы в студии без натуры. Для учебного наброска фигуры человека (как и для любой темы в образовании) цели делятся на обучающие, развивающие, познавательные и воспитательные.
Обучающая: Научить методам изображения человека в графике, живописи, скульптуре в условиях краткосрочной работы.
Развивающая: Сформировать целостное представление о формообразовании фигуры человека и взаимосвязях фигуры человека с окружающим миром.
Познавательная: Через аналитическое рисование фигуры с изучением строения костной и мышечной систем, пропорций и индивидуальных особенностей познается гармонические и математические законы устройства природы и место человека в ней.
Воспитательная: Во-первых, воспитать любовь, уважение к человеку и «любование» его телом, во-вторых, воспитать культуру изобразительной трактовки и подачи изображения человека.
В соответствии с целями при работе над учебным наброском должны выполняться следующие задачи:
· точно формулировать требования к наброску;
· методически последовательно выполнять этапы работы над наброском в кратковременных условиях;
· развивать практические навыки рисования: глазомер и ручную умелость;
· изучить пропорциональные взаимосвязи и конструктивно-анатомическое строение тела человека;
· применять знания о воздушной и линейной перспективе;
· знакомиться с аналогами различных манер рисования художников и вырабатывать индивидуальную.
Рисовальщик должен обладать следующими компетенциями: знать анатомическое строение человека и исторические аналоги рисования набросков; уметь четко подмечать особенности фигуры и движения, а также соотносить наблюдения с теоретическими знаниями о строении человека; владеть навыками быстрого отображения человека в наброске.
Последовательность ведения работы
Для опытного художника определенных этапов работы над наброском может и не быть. Часто изображение создается сходу, без подготовительной разметки. Н.К. Ли в своей книге «Рисунок. Основы учебного академического рисунка» отмечает, что набросок нужно выполнять свободно, непринужденно, особенно не стараясь детально передать натуру в изображении. Легкость, свежесть, раскованность – отличительная черта работы над наброском [3].
Для обучающегося самыми общими рекомендациями могут быть: 1. определить композиционное расположение габаритных размеров изображения в формате листа; 2. схематично (линиями) нанести оси частей тела в движении с отметками пропорциональных отношений; 3. Возможно, схематично зарисовать анатомические реалии тела (костного скелета, групп мышц); 4. Прорисовать очертания фигуры и одежды. 5. Исходя из задач, выявить объем светотеневой моделировкой формы.
При рисовании обычно стараются соблюдать законы воздушной и линейной перспективы, но не обязательно. Однако даже в линейном рисунке можно выявлять объем и пространство нажимом на карандаш при рисовании разных планов: контрастно на переднем и нюансно на дальнем плане. В изображении фигуры важно под одеждой и под кожей убедительно проявлять анатомию человека. В условиях быстрой работы для убедительного рисунка важно особо обратить внимание на три основных составляющих изображения человека: анатомичность, характерные особенности фигуры, движение.
Анатомичность
Под анатомической составляющей в данной статье подразумеваются закономерности связанные с пропорциями и костно-мышечным строением.
А) Такие факты как раса, пол, возраст, наследственность, среда обитания, физиологические особенности и индивидуальные различия позволяют при изучении пропорций учитывать лишь средние размеры людей, наиболее часто встречающиеся в жизни. Особенно в этой связи принято в каждом конкретном случае измерять пропорции и переносить углы с натуры. За единицу измерения или модуль* при анализе фигуры общепринято принимать голову человека. В историческом развитии изобразительного искусства утвердились два общепринятых канона*: восьмикратное деление и 7,5 голов в фигуре. Современный канон в изображении взрослого человека выше 180 см., роста составляет около 8 голов, для среднего роста от 165 до 180 см – 7,5 голов, для роста ниже 165 см – от 6 голов в фигуре человека.
Разработкой канона занимались: Л. да Винче, который за модуль брал длину лицевой части головы человека, а так же А. Дюрер, который вывел канон восьмикратного деления фигуры, т.е. равного восьми длинам головы, при котором сверху от макушки вниз на оси откладываются:
1 отметка – подбородок;
2 отметка – линия сосков на груди;
3 отметка – приблизительно область пупа, локтевого сустава, нижние углы грудной клетки;
4 отметка – лобковый симфиз (лонное сращение);
5 отметка – середина бедра, окончание верхних конечностей при выпрямленном теле;
6 отметка – нижняя граница колена;
7 отметка – середина голени;
8 отметка – стопа (уровень земли).
Для 7,5-кратного канона сверху вниз следует отметить 4 раза длину головы. Измерение пятой отметки следует начать выше на половину длины головы. Смещение происходит в области симфиза на половину головы. Этот канон вывел П. Рише.
5 отметка – от углов подвздошных костей (на 0,5 головы выше симфиза) до верхнего края колен;
6 отметка – широкая часть икроножных мышц;
7 отметка – голеностопный сустав;
7,5 отметка – стопа (уровень земли).
Для обеих ситуаций область симфиза делит фигуру человека пополам. Ширина плеч достигает 2-х высот головы; рука в горизонтальном положении от грудной кости соответствует 4-м высотам головы, при опущенном положении – 3,5 голов; нога – 4 головы. Кисть равна лицевой части головы.
Рисунок 3. Сравнение пропорций 8-кратного и 7,5-кратного канона. Схема из книги Е. Барчаи «Анатомия для художников»
У детей до двух лет голова меньше тела в 4 раза, с двух лет – в 5 раз, у 6-летнего – в 6 раз, у 12-летнего – в 7 раз. Грудная клетка ребенка примерно равна величине головы.
Рисунок 4 – 6. Пропорции тела человека. Схемы из книги Готтфреда Баммеса «Sehen und verstehen»
Б) Основой фигуры человеческого тела является костный скелет, представление о котором необходимо приобрести перед выполнением наброска, т.к. он дает рисующему вспомогательные ориентиры – контрольные точки для рисования. Таковыми обычно служат темя, яремная ямка, 7-й шейный позвонок, акромиальные концы ключицы, мечевидный отросток грудной кости, нижние углы грудной клетки, углы подвздошных костей, лонное сращение, большие вертелы бедра, крестцовые ямки и все суставы с видимыми мыщелками и отростками, хорошо видимыми под кожей.
Рисунок 7 – 8. Схема костного скелета
В) Видимую пластику тела образуют следующие группы мышц. Грудино-ключично-сосцевидные мышцы соединяют голову с плечевым поясом, со стороны спины шея переходит в трапециевидную мышцу. От яремной ямки, через мечевидный отросток к пупку и до симфиза образуется серединная или «белая» линия. По обе стороны «белой» линии от грудины до верхней трети плечевой кости располагаются грудные мышцы, а от мечевидного отростка к лонному сращению идет прямая мышца живота. Рёбра и подвздошные костям соединяют косые мышцы живота. На спине наиболее проявлены трапециевидная и широчайшая мышцы спины. Для выявления пластики руки показывают дельтовидную мышцу, бицепс и трицепс на плече, группы сгибателей и разгибателей предплечья. На ногах пластику образуют четырехглавая мышца бедра спереди и двуглавая сзади. На голени спереди мышцы особо не проявлены, а к медиальной поверхности большеберцовой кости кожа вообще плотно прилегает, поэтому внешний вид голени образуют хорошо видные сзади две головки икроножной мышцы. Третью головку у нетренированного человека обычно не видно, но мастера обычно рисуют камбаловидную мышцу для изящной формы ноги. При рисовании следует обратить внимание на S-образность в пластике, присущую костям, контуру тела, движению [1].
Рисунок 9. Анатомическая схема мышц, образующих пластику тела.
Часто, даже очень образованные и опытные художники при изображении человека имеют «под рукой» анатомические атласы. Так классическими для понимания формы тела считаются книги: «Анатомия для художников» Енё Барчаи, которую особенно полезно читать; и книги немецкого педагога и художника Готтфреда Баммеса, например «Sehenundverstehen», которые, напротив, важно смотреть (тем более, что их редко можно встретить на русском языке)
Характер или характерные особенности фигуры
Под этой составляющей подразумеваются особенности связанными с полом, возрастом, полнотой или стройностью и индивидуальными отличиями тела.
А) Гендерные различия в пластике фигуры.
Сравнивая мужское и женское тело, можно выявить, что пропорции плеч и таза различаются: у женщин плечи уже, чем таз, тогда как у мужчин наоборот таз уже, чем плечи. Можно также указать на проявленную мускулистость мужского тела и большую округлость женского. Естественно в женском теле даже под одеждой ярко выражена грудь, при рисовании которой следует учитывать, что ее формируют грудная мышца и молочная железа. Считается важным, чтобы оси груди не образовывали слишком большой угол, продолжения осей должны встречаться на линии позвоночника.
Рисунок 10. Сравнение мужской и женской фигуры.
Б) Возрастные особенности пластики фигуры.
Эти особенности можно найти в осанке, росте, проявленности костного скелета в фигуре пожилых людей, связанной с дряблением кожи, или молодости тела.
Рисунок 11. Возрастные особенности фигуры. Студенческие работы Самарина С., и ст. преп. каф. ИД РГППУ А.С. Чувашова
В) Особенности типов телосложения.
Это такие типы как полное телосложение, плотное, спортивное, худощавое и т.д., а также смешанные, например, стройный торс и массивные ноги.
Рисунок 12. Индивидуальные особенности фигуры. Студенческие работы Степановской П., Гиниятуллиной А., Пундик Л., и ст. преп. каф. ИД РГППУ А.С. Чувашова.
Г) Индивидуальные особенности строения тела.
Прическа, удлиненные или укороченные конечности, низко опущенный таз, сутулость, развитость или неразвитость частей тела, видимая инвалидность и т.д.
Движение
В среде художников считается дурным тоном употреблять слово «поза». Его заменяют термином «движение», но под ним также понимается положение тела, его точек опоры и распределение веса в пространстве. Центр тяжести легко выявить, опустив перпендикуляр от яремной ямки и симфиза и точек опоры к плоскости земли. Под влиянием притяжения центр тяжести стремится к центру земли. Середина отрезка между проекциями крайних точек будет проекцией центра тяжести, который указывает на распределение веса тела и устойчивость. Центр тяжести при обыкновенном стоянии совпадает с проекциями яремной ямки и симфиза и находится на равном удалении от подошв, точно между ними. В иных положениях равновесно тело тогда, когда срединная точка отрезка между крайними проекциями точек находится в абрисе опоры и части тела уравновешиваются вокруг центра тяжести подобно чашам весов, или между опорами, когда вес тела распределяется равномерно.
В положении стоя особое внимание стоит уделить контропостному (разносному) положению тела. При таком движении опора производится на одну ногу, вторая приставлена практически без веса. За счет этого большой вертел напряженной ноги поднимается выше вертела свободной. Оси ног, таза, грудной клетки и головы образуют S-образное взаиморасположение. А оси, проведенные между большими вертелами и акромиальными концами ключиц, будут направлены в противоположные стороны.
При сидении опора находится на седалищных буграх, если спину человек держит с помощью мышц ровно. Если человек отклоняется вперед, то вес распределяется между седалищными буграми и стопами, т.к. проекция яремной ямки падает между ними. Если сидящий отклоняется назад и опирается помимо седалищных костей на руку или локоть, то центр установится между опорами. Объекты, на которые человек опирается также следует рисовать, чтобы изображение не вызывало вопросов.
При ходьбе тело попеременно опирается то на одну, то на другую ногу, перемещая центр тяжести (падая и подставляя ногу), и совершает вертикальные, поперечные (падение и выравнивание), колебательные (подскакивание и оседание) и вращательные (противоположные движения плеч и бедер) движения.
Рисунок 13. Таблицы из книги Готтфреда Баммеса «Sehen und verstehen»
Рисунок 14. Различные движения. Студенческие работы Андриановой И., Безденежных Н., Степановской П., и ст. преп. каф. ИД РГППУ А.С. Чувашова
* Канон – система типизации изображения. Модуль – единица меры, при создании того или иного канона.
Литература
1. Барчаи Е. Анатомия для художников. Москва: Эксмо-пресс, 2001. – 344 с. (Серия «Классическая библиотека художника»)
2. Большая советская энциклопедия: В 30 т. — Москва: «Советская энциклопедия», 1969-1978. (Изд. 3) Т. 17. Моршин –Никиш. 1974.
3. Ли Н.Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. Москва: Эксмо, 2004. – 480 с., илл.
4. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для уч. 5 – 8 кл.: В 4 ч. Ч. 4. Краткий словарь художественных терминов. Обнинск: Титул, 1996. – 80.: цв. илл.
5. Gottfried Bammes. Sehen und verstehen. Volk and Wissen, 1985. – 261 с.
А. С. Чувашов