Определение
Отмывка – техника акварельной живописи и проектной графики, при которой наполненная колером кисть отмывается об бумагу. По сути это метод или способ тональной моделировки формы последовательным послойным наложением краски. При хорошем исполнении отмывка может соперничать с фотографией или с визуализацией трехмерной графики.
Рис.1. Аналоги художественных работ в технике отмывка.
В современных условиях компьютеризации деятельности специалистов архитектурно-художественных специальностей отмывка перестала прививать навыки графического изображения проектного материала. Однако, не перестав являться неотъемлемой частью подготовки студентов, она преследует цель обучения основам пространственного натуралистичного живописного и графического изображения, с их законами, правилами, методами и приемам работы, выполняя следующие задачи:
• Воспитание культуры освоения и воспроизведения цвета.
Многоразовая практика получения сложносоставного цвета средствами отмывки наглядно-эмоциональным примером формирует цветовой вкус и учит добиваться сдержанных, сложных, приятных цветов и иными средствами и материалами. Полученный при отмывке цвет можно описать прилагательными глубокий, светящийся, сложный и даже интеллигентный. Дело в том, что для выполнения техники из акварели или туши готовится колер, разбавляя краситель водой в отдельной емкости. От этого каждый лессировочный слой колера обладает прозрачностью и позволяет видеть сквозь себя нижние слои. При послойном нанесении каждый верхний слой обогащается нижними слоями, а суммарный цвет делается более глубоким, однако бумага с каждым новым слоем просвечивает меньше. Функцию белил выполняет бумага. Просвечивающая из под слоев краски, она вносит качество светимости цвета. При отмывке цветовой тон, светлота и насыщенность складываются из слоев и зависят от их количества. Суммарный цвет всех нанесенных слоев намного отличается от аналогичного взятого из банки.
Рис.2. Подготовительные упражнения обучения технике.
• Развитие художественного мышления
Благодаря прозрачности колера и многослойному письму отмывка в обучении изобразительной грамотности неминуемо подводит рисующего к необходимости изучения, глубокого вникания и абсолютного понимания базовых принципов и законов реалистичного рисования, а также развивает навыки их обдуманного применения в практической деятельности методом мышления при рисовании, которое можно назвать «аналитическим».
Сама прозрачность красящего слоя приучает рисующего перед непосредственной фиксацией наблюдаемых объектов, анализировать как их самих, так и ситуацию, в которой они находится. Эта ситуация задается удаленностью объектов от глаза смотрящего, природой и расположением источника освещения, поворотом объектов к нему, окружающей цветовой средой, законами восприятия человеческого мозга, композицией и идеей. При аналитическом рисовании, исходя из этих отправных точек, рисующий должен мыслить о том, как они повлияют на тон, форму и цвет, затем убедиться в правильности рассуждений, наблюдая и найдя подтверждение им в натурном материале, т.е. свериться, и только потом, убедившись в правильности рассуждений, точно зафиксировать результат в материале. В противном случае, исправить ошибки перекрытием верхнего слоя будет невозможно, в отличие от работы красителями с плотной перекрывающей способностью.
Неверно акцентировать все внимание на наблюдение и срисовывание. На ранних стадиях обучения срисовывание может привести к ошибкам, и связанно это с уставанием глазной мышцы, психологической нагрузкой, отсутствием опыта цельного видения всех изображаемых объектов, т.е. рассматриванием и срисовыванием отдельных кусков вне охвата зрением всей картины. Следует уже раз и навсегда оставить весь эмоциональный посыл эскизированию на стадии замысла. Работа по исполнению произведения в материале выполняется на базе знаний. Возможно, что никто никогда не увидит изображенные объекты в натуре, но судить зрители об изображении будут исходя из своих академических знаний и жизненного опыта. И именно эти условия следует соблюсти в первую очередь. Если изображается реалистичный мир, в редких случаях оправданием может стать фраза: «там было так» или «я так вижу».
К тому же, отмывка на ранней стадии обучения может стать идеальной техникой для начинающего живописца, который еще не имел опыта работы кистью и базой для вырабатывания своего авторского подчерка.
С описанных позиций, отмывка как пропедевтическая техника закладывает фундаментальный способ мышления при работе красками, который в профессиональной деятельности ускоряет и облегчает и к тому же избавляет от ситуаций диссонанса наблюдения и законов живописи.
Рис.3. А.С. Чувашов. В стоячей воде. А4. Акварель, бум. 2003. Пример использования отмывки в качестве живописной техники.
•Обучение алгоритму работы над живописным произведением
При выполнении отмывки рисующий обучается принципиально важному алгоритму, по которому наиболее продуктивно вести работу краской в профессиональной деятельности.
1. Избавление от белой бумаги («раскрытие листа»). Для каждого изображаемого объекта намешиваются колеры собственного цвета каждого объекта. Этими колерами локально закрываются все объекты на изобразительной плоскости в рамках их линейных очертаний. Делается это для того, чтобы незакрашенные места бумаги в дальнейшем не препятствовали сравнительному анализу тональных отношений в работе. Также, проложив нижний слой локальным цветом объектов, этот цвет сохраняется до конца работы в силу прозрачности акварели и не сбивается от верхних вплавлений рефлексов, оттенков и т.п.
2. Выявление или расстановка всех тональных отношений собственным цветом объектов в работе от светлого к темному. Колером собственного цвета предмета большие плоскости перекрываются до тех пор, пока они не станут соответствовать цветовому тону предметов в натурном материале. Профессиональные художники часто совмещают первый и второй этапы в силу богатого практического опыта.
3. Свето-теневая моделировка формы. Убедительно прорабатываются все градации света, полутени, тени, рефлекса на форме. Достигается иллюзия объемности всех предметов. Предельно точно изображаются детали, например, мелкие предметы, мелкая пластика, аксессуары, элементы орнаментики или декора, если таковые присутствует. Есть среди художников золотое правило, которое гласи: «Делаете деталь – делайте ее предельно точно или не делайте вообще». Опять же, сложно говорить о написании теней и не касаться их теплохолодности. Если свет теплый и тени холодные, то логично сразу намешивать колер с необходимым оттенком. Можно разделить достижение иллюзии объемности, а затем вплавить оттенок окружающей цветовой среды, но есть риск повредить поверхность бумаги из-за малого опыта в отмывке. Более опытные мастера четкого деления между этапами не выделяют. Логично их выделить для понимания методики ведения живописи, но не более. Точнее говорить о соотношении уделения внимания вопросам моделировки формы и создания цветовой среды.
4. Включение объемных объектов в окружающую колористическую среду. Вплавление рефлексов и оттенков, градаций цвета, усиливающих плановость и связь с окружающими цветными объектами, общее состояние освещения. Вводятся отношения теплохолодности света, потепление переднего и похолодание дальнего планов, прорабатывается цветом состояние природы или времени суток, вообще характер источника освещения. Иными словами, создается расцвечивание работы, или то, что делает живопись живописью, выявление того, чем живопись ценится.
5. Обобщение. После детальной проработки отдельных частей живописной работы необходимо взглянуть на работу цельно и с позиций общего внешнего вида привести фрагменты к общей системе координат. Связано это с тем, что фрагментарное зрение и проработка отдельных частей приводит к некой несогласованности целого, эти фрагменты могут выпадать из общего контекста гаммы, колорита, законов перспективы и освещения. Тогда необходимо часто отходить от работы, смотреть на нее в перевернутом виде либо в отраженном через зеркало, когда меняются левая и правая части, в темном углу, что связано с техникой аккомодации зрения для цельного видения. Когда в затемненных условиях менее заметны детали становятся четко виден общий колористический и тональный строй работы. Выпадающие из общего фрагменты живописными приемами «садят» на свое место в пространстве и подчиняют все объекты общему контексту заданной в работе системы координат.
Рис.4. Поэтапное ведение живописной работы на примере натюрморта. Студенческая работа. Руководитель А.С. Чувашов.
Рис.5. Поэтапное ведение живописной работы на примере пейзажа. Студенческая работа. Руководитель А.С. Чувашов.
Рис.6. Поэтапное ведение живописной работы на примере интерьера. Студенческая работа. Руководитель А.С. Чувашов.
Материалы и инструменты
Для выполнения работы отмывкой используются круглые мягкие беличьи кисти различной толщины. Возможно использование колонковых кистей. Бумага для работы может выбираться опытным путем, лучше натянутая на планшет для предотвращения изгибания от воды. Работать в технике можно акварелью, тушью и, как не странно, чаем. Также понадобится большая емкость с чистой водой для промывания кисти и смачивания бумаги, одна или несколько емкостей меньше, ванночек палитры для различного цвета колеров. Белая тарелка или блюдце заменит при работе с водной краской пластмассовую палитру. Тряпка послужит для отжима кисти и вытирания рук.
Рис.7. Инструменты и материалы.
Описание Техники
Перед работой необходимо бумагу натянуть на планшет и чистой кистью, напитанной водой, промыть от производственного жира, а заодно увлажнить её для равномерного вплавления колера. Бумага должна стать, если так можно описать, «подвядшей» или «вялой»: не мокрой, не блестящей от воды, а напитанной, увлажненной, холодноватой от влаги. Первое, что необходимо понять и принять – отмывка не терпит спешки. Спешка чревата неровным нанесение красочного слоя. Работают в технике отмывка лессировками – последовательными послойными наложениями краски. Напитав кисть колером, её отмывают об увлажненную бумагу ровными горизонтальными движениями так, чтобы внизу красочного мазка скапливалась капля колера. Следующим горизонтальным движением в край проложенного мазка наполненной колером кистью капля «гонится» вниз. Операция повторяется до закрытия колером всей очерченной поверхности. Краска на увлажненной бумаге сама распределиться равномерно, стекая в наклоненную сторону планшета под действием гравитации. Последняя капля, скопившаяся внизу нижнего края, собирается отжатой кистью. При этом, необходимо научиться чувствовать наполнение кисти. Если колера в кисти не хватает для горизонтального мазка от грани до противоположной грани, то возникнет неровный слой, а прерывистый. Если кисть переполнена колером, то велика вероятность того, что капля, переданная на бумагу, будет слишком тяжелой и покатиться вниз. Если избыточная капля скатилась вниз по неокрашенной поверхности, то кисть моментально промывают в чистой воде, отжимают и собирают каплю снизу вверх, пока она не успела впитаться в бумагу. Нельзя допускать попадания кистью в уже проложенный красящий мазок. От такого попадания возникает неровный слой с разно насыщенными полосами. Переписывание или попадание дважды в непросохший слой грозит вымыванием наложенной краски. Даже многоразовое проведение кистью по хорошо просохшему слою во время нанесения нового слоя грозит вымыванием нижнего слоя. Возможно и зашеркивание бумаги до катышков. Если бумага скаталась от многоразового проведения по одному и тому же месту, то после высыхания они хорошо «смахиваются» подушками пальцев. Все исправления выполняются по просохшему слою. Для нанесения каждого нового слоя или корректировок бумага аккуратно вновь увлажняется водой одноразовыми проведениями кисти и накладывается новый лессировочный слой колера.
Рис.8. Пример повреждений бумаги многократным проведением кистью.
Рис.8а. Пример повреждений бумаги многократным проведением кистью.
Рис.8б. Пример повреждений бумаги многократным проведением кистью.
Рис.9. Пример размывания нижнего слоя на дальнем плане натюрморта.
А.С. Чувашов