«Линия красоты» – эстетическое понятие в искусствознании – волнообразная, изгибающаяся S-образно кривая линия. Она может создаваться контурами изображённого предмета или группой предметов, а также или внутренними связями конструкции формы. Более сложный вариант или более глубокий пласт применения знания – выстраивание цвето- и свето-ритмических групп акцентов (пластических фраз) по структурирующей композицию S-образной линии.
Косвенные признаки S-образного мотива как художественного принципа мы можем впервые обнаружить в античной греческой скульптуре, где-то во второй половине V века до н.э. Его появление обычно связывают с творчеством Поликлета Старшего, который применил в скульптуре Дорифора разноосное положение тела, что в дальнейшем в искусстве будет называться «хиазм» — перекрестное изменение. До Дорифора мы видим все статуи прямостоящими и поэтому неподвижными. Поликлет поставил своего Копьеносца с переносом тяжести тела на одну ногу. При такой постановке фигуры бедро расслабленной ноги физиологически чуть опускается и между большими вертелами образуется диагональная ось, а ось плечевого пояса принимает противоположную направленность. Таким образом вся конструкция тела (ноги, положение таза, позвоночника, грудной клетки и головы) выражают S-образность. Мы с полной уверенностью не сможем сказать о Дорифоре он начал движение или останавливается. Хиазм или контрапост явился принципом оживления скульптуры[1].
Это свойство S-образной разноосности отмечали и такие столпы искусства как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Известно наставление Микеланджело о том, что: «необходимо делать фигуру пирамидальной, змеевидно изогнутой и в кратных отношениях к одному, двум и трем»[2]. В частности, мы можем встретить упоминание об этом высказывании в трактате итальянского живописца Дж. П. Ломаццо «Об искусстве живописи» (1584). Уместно вспомнить и итальянского художника-маньериста Ф. Цуккари, который считал «змеевидную линию» (итал. linea serpentinata) пластической основой хорошей композиции. Также известна книга английского архитектора Уильяма Чемберса «Изображения китайских построек» (1757), в которой он неоднократно ссылается на умозаключения авторитетных художников и исследователей искусства о «змеевидной линии», и называет такую линию «интегралом красоты»[3].
Устойчивое эстетическое понятие — «Линия красоты» («Line of Beauty») – ввел в искусствознание британский художник и теоретик Уильям Хогарт. В своем трактате «Анализ красоты» («The Analysis of Beauty», 1753) он подробно обосновывает свое мнение о такой линии. Хогарт был знаком с наставлением Микеланджело и привел его в своем труде, добавляя от себя: «В этом правиле заключается вся тайна искусства, потому что величайшее очарование и жизнь, какие только может иметь картина, это передача движения»[4]. Хогарт также утверждает, что S-образная кривая хоть изображенная на плоскости, хоть развивающаяся в трехмерном пространстве создаёт впечатления жизни и действия, возбуждает внимание зрителя, в отличие от прямых, создающих впечатление застоя[5].
И действительно, при тщательном рассмотрении в природных формах сложно найти прямые линии. Даже в кажущихся на первый взгляд прямых стволах, от междоузлия к междоузлию идет небольшой S-образный изгиб. Логически рассуждая мы, проживая в природной среде, проникаемся ее принципами формообразования и поэтому считаем их гармоничными, пытаемся применить их своих в культуротворческих объектах.
Отечественный исследователь, доктор искусствоведения, член союза художников РФ Сергей Михайлович Даниэль соглашается с Хогартом, приходя к таким же выводам в своей искусствоведческой деятельности. Он напрямую пишет: «Хогарт был прав <…> для искусства S-образная линия оказывается универсальной, выражая одновременно гармонию, равновесие и движение»[6]. В начале XX века команда психологов приверженных учению о гештальтах произвела массу опытов для исследования восприятия людей, в том числе и по отношению к «линии красоты». Обобщил и предложил определенные выводы для художников в 1954 году Рудольф Арнхейм в своей книге «Искусство и визуальное восприятие». По его мнению, уникальная способность линии с двойным изгибом нравиться человеку объясняется психологическим «законом экономии энергии». В соответствии с этим законом наиболее простые, ясные, симметричные формы и энергетически экономные действия организм человека воспринимает положительно, следовательно, и в эстетическом смысле они вызывают положительные реакции[7]. По отношению к «линии красоты» можно предположить, что она выражает двумерную проекцию на плоском листе линии, которая соединяет наиболее удалённые точки на изогнутой поверхности трёхмерной формы. Это легко можно проверить на геометрической развёртке трёхмерной модели. S-образная линия является функцией кратчайшего расстояния между основными точками эстетически преображённой формы в трёхмерном пространстве и тем самым примиряет плоскость и объём, форму и пространство, единство и многообразие[8]
Александр С. Чувашов. 2021.
[1] Волкова П.Д. Мост через бездну. Вся история искусства в одной книге. ООО «Издательство АСТ». 2018. 688 с.
[2] Мастера искусства об искусстве: В 7 Т. — Т. 2. М.: Искусство, 1966. С. 281.
[3] Власов В. Г. Понятия гармонии, красоты и архитектонической формы в имплицитной эстетике // Электронный научный журнал «Архитектон: известия вузов». — УралГАХУ, 2015. — № 2 (50).
[4] S-образная линия. [Электронный ресурс] Википедия. Точка доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/S-%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%8F
[5] Хогарт У. Анализ красоты. Л.: Искусство, 1987. С. 108—109.
[6] Даниэль С. М. Картина классической эпохи. Проблема композиции в западноевропейской живописи XVII века. Л.: Искусство, 1986. С. 64-68.
[7] Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Перевод с англ. Самохина В. Л. Общая редакция Шестакова В. П. М., Прогресс, 1974. 392 с
[8] Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. C.149-153.