Воздушной перспективой называют кажущиеся изменения некоторых признаков предметов под воздействием воздушной среды и пространства.
Воздух – прозрачная среда, но прозрачность его непостоянна. Она (прозрачность) меняется в зависимости от толщины воздушного слоя (пространства), влажности, давления, температуры, составляющих воздух газов, мелкодисперсионных частиц пыли, воды и т.д. Обволакивая какой-либо объект, воздух меняет его внешний вид для наблюдающего. Вместе с перечисленным, следует учитывать также зависимость внешнего облика объекта от особенностей нашего зрительного восприятия, времени суток и года, состояния природы (погоды).
Из научных знаний по оптике известно, что видимость объекта определяется величиной его изображения на сетчатке глаза. Чем ближе объект, тем больше угол падения изображения на сетчатку. Следовательно, изображение расположилось на большем количестве светочувствительных клеток сетчатки и, раздражая их, обеспечивает наибольшую детальную видимость объекта. И наоборот.
Рис.1. Угол зрения и его влияние на детальную видимость объекта.
И действительно, ближние объекты мы видим с исчерпывающей полнотой, а дальние, по мере убывания, воспринимаются обобщенно.
Таким образом, изображение характеристик предметов находящихся на различных расстояниях от глаза наблюдающего (рисующего) требует решения качественно разных задач. При изображении переднего плана раскрываются индивидуальные особенности формы объектов через детальную прорисовку характерных мелких и крупных частей (индивидуализация) и соподчинение общему; для изображения среднего плана отбираются типичные по форме крупные части и показывается, как формируется из них характер всей массы объекта, цельной и несколько уплощенной (типизация); при изображении дальнего плана форма объекта крайне обобщается (схематизация), показываются не части, а плоская масса через контур, светлоту и цвет.
Первый закон воздушной перспективы: все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные – обобщенно; для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщенно.
Исследуя прозрачность воздуха можно вывести и второй закон. Заметьте, как прозрачен воздух после дождя, когда пыль прибита водой, и как он меняется, когда наполняется испарением, пылью, дымом и прочим. Это влияет не только на детальное видение объекта, но и на восприятие его контура. В среде художников существуют специальные технические рекомендации рисования на переднем плане острием карандаша коротким тонким нервным штрихом, а на дальнем плане карандаш клался на боковину, чтобы оставлять вальяжный мягкий нечеткий след.
Второй закон воздушной перспективы: все ближние предметы воспринимаются четко, а удаленные – размыто, неопределенно; для передачи пространства необходимо рисовать контуры ближних предметов детальнее, резче, а удаленных – мягче.
Загрязненность воздуха не только делает восприятие объектов резче или размытее, она меняет светлоту их поверхности. Светлота словно меркнет из-за мутной толщи воздуха, а темные части, напротив, на большем расстоянии высветляются. Это объясняется тем, что свет, проходя сквозь замутненный воздух, отражается во все стороны от мутящих его частиц. В зависимости от толщины воздушного слоя, образуется разной степени прозрачности завеса своего собственного тона и «гасит» светлые места по мере удаления от глаза рисующего, но высветляет, обволакивая, темные.
Третий закон воздушной перспективы: на большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а темные – светлее чем они есть на самом деле; для передачи пространства удаленные светлые предметы надо слегка притемнять, а темные – осветлять.
Логически рассуждая из третьего закона можно выявить закономерности в увеличении тонального контраста между светом и тенью объектов на переднем плане и его снижением на дальнем.
Четвертый закон воздушной перспективы: все ближние объекты обладают контрастной светотенью и кажутся объемными, все дальние – слабо выраженной нюансной светотональной моделировкой формы и кажутся стремящимися к плоским; для передачи пространства ближние предметы передний план изображается контрастно, объемно, а дальний план – на нюансных отношениях, плоско.
Первые четыре закона касаются только тона и детализации. На практике все четыре закона обобщаются и главное запомнить следующее: передний план воспринимается глазом четко, детально, контрастно и теряет перечисленные характеристики по мере удаления от глаза наблюдающего; для изображения глубины следует, мысля послойно, рисовать чем ближе точки к глазу наблюдающего, тем объекты четче, конкретней, детальней, контрастней, чем объекты дальше от глаза, тем нюансней, обобщенней и площе следует их рисовать. Описанные законы действуют и применяются не только в тональном, но и линейном рисунке, варьируя деталировку изображаемых объектов, нажим и четкость линии.
Рис. 2. А.С. Чувашов. Суздаль. Вид с насыпи. 2008г. Бум., карандаш.
Оставшиеся законы касаются закономерностей изменения цвета, т.к. воздух, время суток, погода меняет и его восприятие. Луч белого света, т.е. пучёк цветовых лучей разной длинны волны, проходя через слои воздуха и встречаясь с непрозрачными частицами, отражается и рассеивается, создавая световую завесу. Эта дымка может быть в различной степени мутной, цветной или бесцветной. Мелкие частицы воздуха рассеивают световые лучи избирательно, т.е. не все, а только коротковолновые. Короткая длинна волны преимущественно у холодных цветов (от 480 н/м – голубой до 390 н/м – фиолетовый). Еще в эпоху Ренессанса был разработан канон, при котором передний план изображался теплыми цветами от красного до зеленого, средний план решался за счет преимущественно нейтральных коричневых оттенков, а дальний изображался холодными цветами. Если количество частиц в воздухе невелико, а размеры малы, то возникает едва заметная по визуальному опыту фиолетоватая дымка. Крупные непрозрачные частицы отражают свет нейтрально, т.е. все цвета в пучке света. Поэтому, если воздух насыщен крупными частицами пыли, дыма и воды, то образуется беловатого цвета дымка, как при жаркой летней погоде. По мере удаления наблюдаемых объектов она прикрывает их все более и более плотной завесой, высветляя их и придавая им в цвет оттенок этой завесы. Видимость дальнего плана становится условно-схематичной, приобретает холодноватый оттенок, но возникший контраст с неизмененным или слабо измененным передним планом подчеркивает глубину изображаемого пространства.
Пятый закон воздушной перспективы: все удаленные предметы, прикрываясь воздушной дымкой, приобретают цвет этой дымки – фиолетовый, синий, голубоватый, белый; для передачи пространства следует ближние предметы изображать яркоокрашенными, а удаленные – бледными. Следует рисовать передний план теплее или подчеркивать потепленее на переднем плане, а по мере удаления следует изображать объекты холоднее.
Для объектов, расположенных близко к глазу наблюдателя, характерно цветовое разнообразие. Особенно сочетание равных по объему теплых и холодных цветов создает ощущение сказочного сверкания. Живописное изображение ближних объектов требует передачи не только собственного (локального) цвета, но и его изменение, связанное с живописной моделировкой формы, а также влияние окружающей среды. Для объектов удаленных вступают в действие законы оптического смешения цветов. Цвета приобретают цвет промежуточный по цветовому кругу между смешиваемыми, и мы не видим богатства оттенков из-за слабой видимости объектов.
Шестой закон воздушной перспективы: все ближние предметы кажутся многоцветными, а удаленные – одноцветными; для передачи пространства ближние предметы следует изображать различными по цвету красками, а удаленные – одинаковыми.
Рис.3. А.С. Чувашов. Новая весна. 2002г. Картон, гуашь.
Законы воздушной перспективы помогают грамотно передавать пространство. Глаз рисующего может подвергаться усталости, напряжению мышц, может смотреть отдельно на детали не в контексте общего или поддаваться сиюминутному впечатлению, но четкое следование теории при создании изображения дает возможность добиваться иллюзорного пространства систематически. Иногда, для усиления эффекта пространства профессионалы выражают эти законы гротесково.
А.С. Чувашов
Используемая литература:
Н.П. Костерин. Учебное рисование: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях». – М.: Просвещение, 1980. – 272 с., ил., вкл. 8 л.