Визуализация идеи всегда процесс сложный творческий сопряженный с напряжением профессиональных и личностных качеств автора. В этом процессе художник реализует собственные целевые установки познания себя, мира и бога, через работу над изображением интересующих его тем, выбранными методами, как техническими, так и эмоционально-образными. Иными словами, творчество для творящего является способом освоения и истолкования жизни путём моделирования, наблюдений, анализа, логических заключений и иных размышлений, сопутствующих созданию эстетически воздействующих объектов. Перед началом работы в воображении сочинителя, обычно, есть идеальный образ – образ-ожидание, образ-идея – в виде, может и не фиксированной, но картинки некой системы координат, где будут расположены герои, транслирующие мысль автора. Это предсозданное видение уже потом, в процессе созидательной деятельности автора, находит свое воплощение в исполненном художественном произведении как в способе существования идеи, взятой со стороны её выразительности и значимости. Тогда уже произведение выполняет функцию общения со зрителем. Воплощение же почти любого «образа-ожидания» классически базируется на трех структурных этапах – «трех китах» – творческого процесса работы над художественным произведением: замысле, решении и исполнении. Каждый этап триады важен и решает качественно разные задачи. Их методичное выполнение отражает культурный подход к творческой работе и во многом определяет точность визуализации чувственных идей.
Замысел
Это процесс оформления идеи художественного произведения, как в уме автора, так и в эскизном поиске приемлемых форм ее визуального воплощения. Эскизирование в качестве метода фиксации фантазии на этапе замысла часто носит характер оперативного поиска предложений визуального отображения образа-ожидания на основестимулирования творческой активности, при котором предлагается зарисовывать как можно большее количество различных вариантов композиций. Сложно враз точно передать представление, лишенное границ возможного и развивающееся, на бумагу, которая обладает двумя измерениями (ширина и высота). Работа над эскизами выполняет функции налаживания связи ума и руки для предельно близкого воплощения творческой задумки в изобразительные формы. Иными словами, она выстраивает канал перевода идеального мира в мир материальный. А для того, чтобы осуществить оперативность фиксации различных возможных вариантов композиций, возникающих в уме автора и стремящихся к выражению «образа-ожидания», эскизный поиск выполняется бегло в свободной манере без конкретной прорисовки деталей.
Важнее на стадии замысла заложить базис художественно-образного и композиционного решения будущего произведения. Следует найти расположение композиционного суть смыслового центра в условиях «воздействия рамы», Заложить основы для развития художественного образа усилив его типами художественной образности, например, антитезой, гиперболой, аллегорией и т.д. Создать гармоничное взаимодействие масс главного и второстепенного, большого и малого, темного и светлого, отбирая для этого средства композиционной выразительности, направляющие глаз и мысль смотрящего по изобразительной плоскости. Очистить образ от второстепенных, отвлекающих деталей, вызывающих иные подсмыслы, запутывающие в рассуждении, сделать его доходчивым. Выбрать жанр, стиль и выразительный материал (например масло или глина или карандаш). Если работа выполняется не в монохроме, то имеет смысл создание цветовых эскизов, в которых ищется колорит и гамма, выстраиваются цветоритмические акценты. На данной стадии возможно и даже необходимо страстное отношение к работе, выплескивание чувств и их закладка в эскиз. Если настроение изначально находится и закладывается в пусть даже непрорисованные формы; если уже на этом этапе достигается соответствие требованиям цельности, соподчиненности, уравновешенности, гармоничности, новизны и выразительности, то эти качества, при бережном отношении к ним, уже никуда не исчезнут в процессе работы. Если изначально в эскизах художественно-образное решение будущего произведения не найдено, если композиция не наполнена содержанием, то в конечном произведении, при всем его идеальном исполнении и украшении, эти качества ниоткуда не появятся.
Не следует акцентироваться на единственном наброске, желая скорее перейти к стадии исполнения. Число набросков зависит от степени приближения к идее-замыслу. Во-первых, находясь в процессе, под воздействием эмоционального отношения к своей деятельности сложно объективно производить оценочный анализ результата. Необходим расчетливый взгляд на разные варианты. Возможно, наиболее удовлетворяющий эскиз окажется не последним по порядковому номеру, т.к. развивая идею иногда можно уйти от замысла в размышлениях с карандашом. Эскизы выполняют до тех пор, пока не появится вариант, оформивший точную траекторию дальнейшего детального развития. Во-вторых, эскизы недороги и позволяют художнику попробовать разные подходы к отражению идеи, рассмотреть ее с разных ситуативных сторон и технических возможностей, прежде чем воплощать «начисто» в презентационном виде и дорогом материале.
Рис.1. А.С. Чувашов. Пример поисковых эскизов на стадии замысла.
Эскиз может пригодиться не только художнику, но и скульптору, дизайнеру, архитектору. Фотографы похожим образом создают эскизы, перенося свои идеи на бумагу, чтобы лучше продумать кадр, потому как им важны те же моменты, что и художнику. Режиссеры ожидают профессиональное видение атмосферы кадра от художников-постановщиков. Писатели перед написанием произведения набрасывают черновик. Во многих профессиях эскизирование выступает не только в качестве поиска формы, но и в качестве элемента планирования.
Решение
Это завершающая стадия процесса эскизирования – детальная доработка, конкретизация найденного визуального решения замысла. Этот этап – ответ на задачу по визуализации идеи, заключение из проделанной поисковой работы и постановление к исполнению.
На стадии «решения», предварительно выбрав один наиболее потенциальный из вариантов эскиз, следует выявить и развить его сильные стороны и детально проработать каждый образ, характер, найти красивые движения (позы) действующих героев, развитие каждой линии, уточнить масштабные, ритмические, тональные и цветовые отношения. Опираясь на мир реальных вещей, и затрагивая жизненные темы, художник через призму собственного восприятия выделяет их из окружающей действительности и переносит в созданную им на этапе замысла систему координат. Чаще всего жизненные детали не выдумываются заново, а берутся через «выход на аналоги» или «выход на натуру», т.к. в окружающей человека природной и культуротворческой среде есть все, что может понадобиться художнику. Использование фото, интернета, натурных зарисовок антуража, характеров персонажей, их позиций, состояний природы, интерьеров и иного необходимого вспомогательного материала отражающего правду жизни обеспечивает еще один важный принцип композиции – «правдивость» или «достоверность». Когда мы говорим о творчестве, то оно всегда должно быть искренним, досконально известным, пережитым, как в выборе темы, так и в деталях. В противном случае конечный результат будет восприниматься надуманным и не затронет аналогичные чувства зрителя.
Часто начинающим художникам при разработке творческой композиции сложно представить себя на месте главного персонажа композиции, так как недостает жизненного опыта. При разработке дизайна начинающему проектировщику сложно представить себя на месте человека находящегося в разрабатываемом интерьере: его перемещения, действия, использование предметного наполнения. Так писатели, например, обращаются к консультантам в той области, которая описывается. Начинающим художникам можно порекомендовать при выполнении композиции написать небольшой рассказ на тему картины и по предложению зарисовывать описанное в рассказе.
Подробных эскизов также может быть несколько, для которых характерно применение калек. Кальки помогают не терять, а точно переносить выигрышные детали и уточнять еще не найденные, тем самым осуществляется прогресс в решении. Логическим завершением этапа является создание «картона» (детального эскиза в полный размер картины для перевода на холст) к будущей работе.
Рис.2. А.С. Чувашов. Пример «выхода на натурные аналоги» на стадии решения.
Рис.3. А.С. Чувашов. Пример цветовых поисков на стадии решения.
Исполнение
Завершающий этап работы над произведением, при котором ничего более в найденном решении не домысливается и не меняется. Эскиз или проект предельно точно воплощается в жизнь. Как правило, это самый быстрый и легкий этап. «Муки творчества» следует оставить этапу замысла и решения, на которые отводится вся основная работа по поиску в описанной триаде. Когда все расположение изобразительных элементов на картинной плоскости известно, найдено линейное, тональное и цветовое решение трудности могут вызвать лишь технические моменты, связанные с профессиональным мастерством, а не с идейным содержанием работы. Исполняется эскиз при полном отсутствии эмоций, т.к. они могут помешать точно перенести эскиз. Наиболее распространенной ошибкой на данной стадии является отход от эскиза в стремлении усилить художественную выразительность произведения, предварительно не проанализировав возможный результат, что выглядит как вхождение в неизвестное или «попадание пальцем в небо» и чревато пагубным воздействием на найденное гармоничное и выразительное решение.
Рис.4. А.С. Чувашов. Пример «картона» и исполнения произведения.
Рис. 5. Алан Ли. Концепт-арт к художественному фильму «Властелин колец», реж. Питер Джексон, 2001-2003гг.
Рис.6. Взаимосвязь эскизного поиска планировочного решения и утвержденного плана в дизайне. Фрагмент выпускной квалификационной работы А.Н. Тимербаевой (руководитель А.С. Чувашов).
Рис.7. Примеры эскизов для постановочных фотографий.
А.С. Чувашов
Используемая литература
1. Краткий словарь по эстетике: Кн. Для учителя / под ред. М.Ф. Овсянникова. М.: Просвещение, 1983. – 223 с.
2. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1965. – 192 с.